Анализ внешней среды предприятия: как провести диагностику, этапы

2022
24 августа
Анализ внешней среды предприятия: как провести диагностику, этапы

Как провести диагностику внешней среды предприятия в условиях обострения конкурентной борьбы

Введение

В последнее время наблюдается обострение конкурентной борьбы как в мировой экономике, так и на уровне предприятий. Поскольку с ростом остроты конкуренции средняя норма прибыли падает, предприятию необходимо непрерывно отслеживать состояние конкурентной среды, в которой оно находится. Качество результатов этого мониторинга напрямую зависит от используемых методов экономической диагностики (ЭД) среды.

Постановка задачи

Задача состоит в рассмотрении методов диагностики конкурентной среды и выборе такого их комплекса , с помощью которого можно обеспечить достаточно качественную ее оценку.

Результаты

Анализ внешней среды предприятия

В диагностику конкурентной среды целесообразно включать общую характеристику и оценку перспектив отрасли, оценку структуры и влияния конкурентных сил отрасли, диагностику позиционирования конкурентов, диагностику ключевых факторов успеха (КФУ).

При изучении отрасли первоочередное значение имеют размеры рынка, темп его роста, стадия, на которой находится рынок.

Емкость рынка является его главной характеристикой. Она отражает объем товара, который реализуется на рынке на протяжении определенного периода. Его знание позволяет предпринимателю оценить, целесообразно ли осваивать данный рынок, а так-же возможные объем выручки и прибыль.

Показатель доли рынка определяется как отношение объема продаж товара к потенциальной емкости рынка данного товара. Постоянный контроль емкости и доли рынка позволяет отслеживать изменения спроса на товар фирмы и оперативно реагировать на негативные отклонения

Знание темпа роста рынка позволяет прогнозировать тенденции его развития и собственные перспективы на данном рынке.

В зависимости от стадии развития отрасли меняются конкурентные преимущества предприятия. Исследование стадии развития отрасли позволяет разработать наиболее адекватную стратегию, определить наиболее эффективные конкурентные преимущества, оценить возможности получения прибыли.

Важные характеристики

Важными характеристиками являются степень монополизации рынка, масштабы конкуренции, состояние инвестирования, технологий, характеристики барьеров входа и выхода из отрасли. Если барьеры высоки, то новые конкуренты не будут являться существенной угрозой. Барьеры, в свою очередь, зависят от масштабов бизнеса, силы бренда, размеров инвестиций для входа и др.

Наиболее общими характеристиками конкурентной среды считают ее характер, динамичность. предсказуемость, управляемость, степень государственного регулирования. Что касается остроты конкурентной борьбы, то она определяется числом конкурирующих субъектов, размерами затрат, темпами роста рынка, степенью дифференциации продукции, наличием постоянных клиентов, темпами рос спроса и др.

Методы диагностики

Для диагностики конкурентной среды и конкурентов применяются такие методы, как:

  • Модель “Пяти сил конкуренции” М.Портера.

В этой модели конкурентная среда отождествляется с отраслью. Чтобы оценить конкурентное состояние предприятия, необходимо оценить возможности каждой из пяти сил отрасли. Суммарное влияние этих сил определяет характер конкурентной борьбы в отрасли. Чем больше конкурентные силы продавцов, сильнее соперничество продуктов заменителей, больше возможности поставщиков и потребителей, тем острее конкуренция. А чем острее конкуренция тем, как правило, ниже средняя норма прибыли. Отрасль благополучна с точки зрения прибыли, если конкурентные силы в целом не оказывают существенного влияния на состояние в ней.

  • SWOT- анализ.

Этот анализ позволяет оценить угрозы и возможности среды, в которой ведет свою деятельность предприятие, в связи с его сильными и слабыми сторонами. Используя матрицу SWOT–анализа, анализируют и оценивают комбинации возможностей и угроз , которые в дальнейшем используются для разработки стратегий предприятия. Исходя из построения матриц оценки угроз и возможностей, классифицируют их, а также определяют критические внешние факторы и конкурентные преимущества.

  • Построение профиля среды.

В процессе его построения рассматриваются все факторы вместе и дается балльная оценка их влияния на деятельность предприятия.

  • Построение Позиционной карты.

Конкурентов может быть много и для их исследования необходимо изучение больших массивов информации. Поэтому конкурентов объединяют в стратегические конкурентные группы – совокупность предприятий, схожих по положению на рынке, имеющих идентичные конкурентные преимущества, близкую структуру ассортимента продукции, конкурирующих одинаковыми методами и тому подобное. Для исследования стратегических групп используется Позиционная карта. Основные конкуренты каждой группы – в середине группы.

Чем ближе на карте фирмы, тем сильнее их конкуренция. Если стратегические группы на карте расположены близко друг к другу, то возможна конкуренция между предприятиями различных стратегических групп. Усиление или ослабление позиций групп связано с приобретением или потерей конкурентных преимуществ. Изменения параметров предприятий могут вести к их переходу из группы в группу. Это, в свою очередь, вызывает необходимость пересмотра стратегического баланса, целей и стратегий предприятия.

Результатом анализа стратегических групп может быть диагностика конкурентной позиции фирмы на рынке (например, с точки зрения объема продаж), которая может характеризоваться различными типами стратегических ролей: от лидера до аутсайдера. Экономическая информация для анализа предприятий – конкурентов может получаться легальными, полулегальными или нелегальными методами. Последние используются в процессе экономического шпионажа (разведки). Объектом шпионажа является любая информация, которая дает преимущества конкуренту.

Выводы

Конкуренция, как борьба за максимальную прибыль, составляет основное содержание отношений между предприятиями, фирмами в условиях рыночной экономики. Поэтому без анализа и оценки конкурентов эффективная деятельность предприятия невозможна. Это предполагает знание и владение методами диагностики конкурентной среды предприятия, позволяющих проводить обоснованную оценку конкурентов и побеждать в конкурентной борьбе.

Остались вопросы? Мы с радостью на них ответим!

Имя
Ваш телефон*
* - обязательные поля

Смотрите также:


Оставте отзыв

X