ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств"

 

Вступил в силу в январе 2015 года. Это один из самых объемных и самых сложных технических регламентов. Его задача – обеспечить социально приемлемый уровень безопасности транспортных средств.

Положения ТР ТС 018/2011 гармонизированы с Правилами ООН. Он устанавливает требования к колесным транспортным средствам, которые выпускаются в обращение и уже находятся в эксплуатации в ЕАЭС. Место их производства при этом значения не имеет.

Область применения

Объектами регулирования ТР ТС 018/2011 являются:

  1. Колесные транспортные средства следующих категорий:
    • L – мототранспортные средства
    • M – пассажирские транспортные средства, у которых не менее четырех колес
    • N – грузовые автомобили и их шасси
    • O – прицепы (полуприцепы) к транспортным средствам указанных категорий
  2. Шасси
  3. Компоненты транспортных средств, которые оказывают влияние на их безопасность

Есть небольшой перечень исключений, на которые ТР ТС 018/2011 не распространяется. Это транспортные средства, которые:

  1. Имеют максимальную скорость не более 25 км/ч
  2. Предназначены только для спортивных соревнований
  3. Относятся к категориям L и M1 и категориям M2, M3 и N, были выпущены более 30 лет и более 50 лет назад соответственно и не предназначены для коммерческих перевозок. Дополнительное условие: они должны были остаться без изменений или быть отреставрированы до оригинального состояния
  4. Импортируются в ЕАЭС не более чем на полгода и помещаются под таможенные режимы, не предусматривающие возможность отчуждения
  5. Являются личным имуществом участником ряда госпрограмм по переселению лиц определенных категорий
  6. Принадлежат дипмиссиям и консульствам, определенным международным организациям, а также их сотрудникам и членам их семей
  7. Представляют собой большегрузные внедорожники
  8. Предназначены для обеспечения национальной безопасности и для ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий

Оценка соответствия

ТР ТС 018/2011 предусматривает для регулируемых им объектов несколько форм оценки. Соответствующие перечни документов от заявителя приведены в приложении № 12 к ТР ТС 012/2011.

Оценка типа - проходят транспортные средства и шасси. Для этого транспортные средства делятся на типы и модификации, которые перечислены в приложении № 11 к ТР ТС 018/2011.

Соблюдение требований к типу проверяет орган по сертификации с соответствующей аккредитацией. Необходимые испытания проводит испытательная лаборатория, компетенция которой соответствует стандарту ISO 17025. Для одобрения типа обязательным условием являются положительные результаты анализа производства изготовителя.

Документ, который выдается заявителю, тоже называется «одобрение типа». Его форма для транспортных средств приведена в приложении № 14, а для шасси – в приложении № 15. Выданный документ подлежит регистрации в едином реестре, которые ведут все страны ЕАЭС. В России этим занимается Росстандарт.

Техническая экспертиза конструкции - проходят комплектные транспортные средства перед выпуском в обращение. Дополнительно могут проводиться необходимые испытания и измерения. Экспертизу проводит испытательная лаборатория с соответствующей аккредитацией.

По результатам осмотра транспортного средства, его идентификации, технической экспертизы конструкции, необходимых испытаний и измерений оформляется свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Документ регистрируется в едином реестре, который ведут все страны ЕАЭС. В России этим занимается Росстандарт.

В конструкцию транспортного средства, которое уже находится в эксплуатации, можно вносить изменения. Они тоже проходят оценку. Сначала проводят предварительную техническую экспертизу, чтобы убедиться, что такие изменения возможно сделать. Затем транспортное средство с уже измененной конструкцией проверяют на безопасность и проводят его технический осмотр.

Вся процедура проводится с разрешения и под контролем территориального органа ГИББД по месту регистрации транспортного средства. Он оформляет, регистрирует и выдает заявителю новое СБКТС по форме, предусмотренной для конструкции с изменениями.

Технический осмотр - проходят все транспортные средства, которые зарегистрированы в одной из стран ЕАЭС и находятся в эксплуатации. За безопасностью дорожного движения при этом осуществляется государственный надзор. Ответственность за соблюдение требований ТР ТС 018/2011 в этом случае лежит на собственнике (владельце) транспортного средства.

Подтверждение соответствия - проходят компоненты перед выпуском в обращение. Таким образом проверяют соблюдение требований к их заявленному типу. Компоненты подлежат и декларированию, и сертификации. Разрешенные формы и схемы подтверждения зависят от типа компонентов. С ними можно ознакомиться в приложении № 10 к ТР ТС 018/2011.

Декларирование компонентов

Для декларирования установлено пять схем. Схемы 3д, 4д и 6д требуют провести испытания в аккредитованной лаборатории.

ВАЖНО: В состав компании «ПромМаш Тест» входит испытательная лаборатория с нужной областью аккредитации. Вы можете обратиться к нам за протоколом испытаний продукции.

Принять декларацию на серийную продукцию можно на срок до 4 лет включительно. В случае отдельной партии срок действия декларации не устанавливается, но он не может превышать срока хранения продукции. При этом декларация действует только в отношении конкретной партии определенного объема.

Сертификация компонентов

Сертификат на выпускаемую продукцию может быть выдан производителю, а также продавцу, который закупает продукцию на основании контракта. При этом у продавца должны быть документы от производителя, которые подтверждают происхождение продукции.

ВАЖНО: В составе компании «ПромМаш Тест» есть орган по сертификации, в область аккредитации которого входит продукция, регулируемая ТР ТС 018/2011. Мы готовы сертифицировать вашу продукцию (компоненты). Предварительно мы предоставим вам перечень документов, которые необходимо подготовить. Он может отличаться в зависимости от условий конкретной ситуации.

Для сертификации установлено 6 схем. Нужная подбирается исходя из условий заявки, в частности от объема производства и места производства.

Если на сертификацию представлены компоненты нескольких типов, которые являются разнородной продукцией различных изготовителей, на них можно оформить один общий сертификат. В этом случае в приложении будет приведен перечень продукции, на которую распространяется его действие.

Срок действия сертификата не превышает 4 года. Если сертификат выдается на конкретную партию, срок его действия не устанавливается, а действие распространяется только на эту партию. Если в договоре поставки не уточняется количество и виды конкретных изделий, срок действия сертификата может быть установлен в соответствии с договором поставки, но не может превышать 1 год.

Благодарственные письма
Среди наших клиентов