Обоснование безопасности (далее также ─ Обоснование) ─ это документ, который разрабатывается в отношении ОПО в случаях, которые предусмотрены п. 4 ст. 3 ФЗ №116 от 21.07.1997 (далее ─ ФЗ-116). В нем оценивается риск аварии на ОПО, угрозы, которые с ней связаны, перечисляются условия, при которых эксплуатировать ОПО безопасно. В Обосновании лицо, которое занимается подготовкой проектной документации, связанной со строительством ОПО либо с его реконструкцией, может установить требования к следующим процессам, проводимым на ОПО:
- эксплуатация;
- капитальный ремонт;
- консервация;
- ликвидация.
В отношении названных процессов это допускается сделать в ситуации, когда необходимо отойти от требований, которые установлены ФНиП, либо когда таких требований не хватает или они вообще отсутствуют.
![Важно](/upload/nanweb.optmzer/png/q75/local/templates/prommashtest/images/important/img.png)
![Важно](/upload/nanweb.optmzer/png/q75/local/templates/prommashtest/images/important/img.png)
ВАЖНО: Если при эксплуатации ОПО применяется обоснование безопасности, то оно является объектом федерального надзора. Ростехнадзор в этом случае проверяет, соблюдаются ли установленные в нем требования (п. 4 ст.16 ФЗ-116).
![](/upload/resize_cache/medialibrary/df7/xqb1xwaqeumpnfiebkh07vy8txsrywtl/850_500_2/5dm41770.webp)
![](/upload/resize_cache/medialibrary/515/mb9206b6mlqv2rozmfnq30hlq7nnka4w/850_500_2/5dm41898.webp)
![](/upload/resize_cache/medialibrary/01b/e2r9a1ad2sg8jtvzon3errn21o1kafjm/850_500_2/5dm41947_edit.webp)
![](/upload/resize_cache/medialibrary/940/19ygaigw82vpbhjf3rq8tbc65u1ubb1m/850_500_2/5dm41949.webp)
![](/upload/resize_cache/medialibrary/181/g3sd0muzdhsiw3go3npdpb5c847kckd3/850_500_2/5dm41967_edit.webp)
![](/upload/resize_cache/medialibrary/3cc/lvua22ld6vnlr222rwd3l56qb1wnef6z/850_500_2/dsc00039.webp)
![](/upload/resize_cache/medialibrary/130/49232lekqhavp6sl20d3rw4p09fcct6d/850_500_2/dsc00064.webp)
![](/upload/resize_cache/medialibrary/937/kq1urewss0fz0xhho2q8s3fjiv7vyh4y/850_500_2/dsc00179.webp)
![](/upload/resize_cache/medialibrary/e6a/dtp1ju2yz4l2nmv1ldlg7irw5e44pqxd/850_500_2/dsc00223_edit.webp)
![](/upload/resize_cache/medialibrary/08f/akfcmld8xfu64eshd69djw744pvxj4hw/850_500_2/dsc00280.webp)
![](/upload/resize_cache/medialibrary/fd5/rqf5h40zhkevabdihdrsbkz6likkpsmq/850_500_2/dsc00418_edit_edit.webp)
![](/upload/resize_cache/medialibrary/9f6/fnxiew4g9s6rdlp53jb1kbywkchssspp/850_500_2/dsc00420_edit_edit.webp)
![](/upload/resize_cache/medialibrary/c0f/5ns89co6fstiddq6sa3m63x2w5hmoyky/850_500_2/dsc00424_edit.webp)
![](/upload/resize_cache/medialibrary/b1c/3y701m38ipdo07jilrpz8ver2t6fc05o/850_500_2/dsc00429_edit_edit.webp)
![](/upload/resize_cache/medialibrary/01d/hv7fxzk2rvb6wvw83skrf7yf5bfksbhw/850_500_2/dsc00433_edit.webp)
![](/upload/resize_cache/medialibrary/7ba/ptuffqoleexyf7l2em8yjws44yi3q1wd/850_500_2/dsc00461.webp)
![](/upload/resize_cache/medialibrary/689/0xtm7zob2f2p0vldgxvgcamj3bfnu36u/850_500_2/dsc00469.webp)
![](/upload/resize_cache/medialibrary/bf8/86fo8rbev0ihvar4wbhtocbgr52mg0c8/850_500_2/dsc00657.webp)
![](/upload/resize_cache/medialibrary/2f5/bwb4gc56onhwxjiqmjvut3xkbmoeek96/850_500_2/dsc00696.webp)
![](/upload/resize_cache/medialibrary/7ef/i8sa3uf49th2x0kz81cttltrrkyr1kz1/850_500_2/dsc00737.webp)
![](/upload/resize_cache/medialibrary/809/0k3e4otwju7esjup2lwdvmut8lr0upt9/850_500_2/dsc00762.webp)
![](/upload/resize_cache/medialibrary/c98/031i4lbf954w5cq6ygxi9b7eiy10ca8a/850_500_2/dsc09646.webp)
Объект ЭПБ
Согласно ст. 13 ФЗ-116 обоснование безопасности должно пройти ЭПБ. Объектом экспертизы являются также изменения, которые в него вносятся. Недопустимо применять документ в случае, если он или внесенные в него изменения не прошли экспертизу либо если экспертиза дала на них отрицательное заключение.
Обоснование безопасности должно быть направлено в центральный аппарат Ростехнадзора, когда ОПО регистрируется в госреестре. Изменения, которые были сделаны в документе, также необходимо направить в центральный аппарат Ростехнадзора в течение 10 дней с момента, как по результатам ЭПБ в их отношении было вынесено положительное заключение.
Разработка документа
Прежде чем приступить к разработке документа, предварительно определяют принципиальные техрешения. Они могут касаться всего ОПО, его частей, отдельных зданий и сооружений или тех.устройств. Также анализируют имеющуюся нормативную базу в отношении конкретного ОПО.
Обоснование содержит:
- вводимые требования, которые дополняют существующие или заменяют отсутствующие во ФНиП.
- сведения, объясняющие необходимость отступить от действующих норм. В подтверждение этого приводятся результаты, полученных в ходе расчетов, испытаний, ситуационного моделирования, анализа функционирования аналогичных ОПО и т.д.
- сведения, обосновывающие вновь установленные требования. Их необходимость доказывается также на основе результатов исследований, расчетов, испытаний и т.д.
Работы, которые выполняет «ПромМаш Тест»
В рамках оказания данной услуги наши эксперты:
- разработают Обоснование в соответствии с существующими правилами;
- организуют экспертизу разработанного документа;
- окажут сопровождение при регистрации заключения ЭПБ в Ростехнадзоре.
Согласно ФНиП, введенным Приказом Ростехнадзора N 306 от 15.07.2013, в общем случае Обоснование может содержать следующие разделы и сведения:
- Общая информация:
- сведения об ОПО (название, местонахождение, область применения);
- сведения о лице, заказавшем документ, и лице, разработавшем его;
- описание ОПО и условий, связанных с его строительством и эксплуатацией (дополнительно описываются технологические процессы и те решения, которые призваны обеспечить безопасность объекта);
- список отступлений от ФНиП и аргументация, почему их необходимо сделать, либо список отсутствующих или недостаточных требований.
- Оценка риска аварии на ОПО и потенциальная угроза, связанная с ней:
- описание методологии и выбранных методов анализа; исходные данные и их источники;
- анализ риска аварии и угрозы, которую она несет; анализ опасностей в случае отклонения технологических параметров от законодательно установленных значений; анализ условий, необходимых для безопасной эксплуатации ОПО и т.д.;
- идентифицирование опасности и его результаты;
- наиболее существенные факторы аварийного риска и их последствия с учетом противодействия предусмотренных мер безопасности.
- Условия, при которых ОПО можно эксплуатировать безопасно:
- режимы нормальной эксплуатации ОПО (могут быть уточнены предельные режимы безопасного использования оборудования и приведены предельные безопасные параметры осуществляемых технологических процессов);
- меры безопасности (технического и организационного характера); противоаварийные автоматические системы и параметры, которые они контролируют; квалификационные требования к сотрудникам;
- параметры и нормативы безопасной эксплуатации ОПО; их значения при соблюдении ФНиП и в случае отступлений от них; сравнение этих значений с критериями, по которым оценивается безопасная эксплуатация ОПО в случае отступлений от ФНиП;
- обоснование решения о том, что эксплуатировать ОПО безопасно.
- Требования к процессам, осуществляемым на ОПО:
- вновь установленные требования;
- перечень мероприятий, которые призваны возместить отступления от ФНиП (дополнительно обосновывается, почему они являются достаточными).
Структура документа может быть изменена в зависимости от технического задания и особенностей ОПО.