Анализ выбросов загрязняющих веществ (ВЗВ) — процесс, подразумевающий проверку состава воздуха на факт содержания в нем опасных для здоровья и жизни компонентов. Экспертизу проводит аккредитованная лаборатория, определяющая степень опасности, причины появления загрязнителей в воздухе и источники проблемы. Также принимаются решения по дальнейшим действия, направленным на прекращение вредных ВЗВ в атмосферный воздух.

Анализ промышленных выбросов в атмосферу — комплекс действий, направленный на всестороннюю проверку окружающего воздуха на факт содержания вредных веществ. В процессе работы проводится измерение количества опасных компонентов, а также изучение состава опасных веществ, попадающих в атмосферный воздух. Дополнительно включается отбор проб и устанавливаются параметры имеющихся примесей.


Виды и показатели исследования промышленных выбросов

Вид исследования Определяемые показатели
Гравиметрический пыли, взвешенные вещества различного происхождения
Фотоэлектроколориметрический, потенциометрический озон, анилин, нитроанилин, толуилендиизоцианат (ТДИ)
Атомно-абсорбционный металлы с одного фильтра (Al, Be, Fe, Cd, Co, Si, Mn, Cu, Mo, As, Ni, Hg, Pb, Se, Cr, Zn)
Газохроматографический по методике М-22 (ФР.1.31.2011.11272) вещества с одного пробоотборника (концентратора)
Измерения газоанализатором "Элан СО" углерод оксид
Измерения горячих выбросов газоанализатором "Полар" по загрязняющим веществам азот оксиды, сера диоксид, углерод оксид

Источники загрязнения

Своевременный замер выбросов позволяет в сжатые сроки определить объем вредных веществ, попадающих в атмосферный воздух и предотвратить этот процесс. В качестве главных загрязнителей окружающей среды выступает транспорт и промышленность. Наибольшие риски несет стационарный источник ВЗВ — предприятие с определенным местоположением, работающее постоянно или временно, негативно воздействующее на окружающую среду. Такие организации нуждаются в периодической проверке.


Кому необходимы исследования

Замеры выбросов загрязняющих веществ в атмосферу необходимо на предприятии, оказывающем любое негативное влияние на окружающую среду. Иными словами, если у юридического лица предусмотрена хотя бы одна труба или имеется источник загрязнения, проведение замеров вредных веществ является обязательным.


Периодичность проведения

Исследование промышленных выбросов в атмосферу проводится при появлении необходимости. Базовые причины:

  1. Для контроля выполнения норм ПДВ в отношении источника ВЗВ и их влияния на окружающую среду — раз в год.
  2. Лабораторные исследования промышленных ВЗВ при проведении инвентаризации при разработке норм ПДВ.
  3. Определение фактического объема выбросов в источниках для учета, оформления отчетов и определения размера штрафов за негативное воздействие на природу.
  4. При проектировании санитарно-защитной зоны.
  5. По требованию государственных структур по факту ВЗВ в атмосферный воздух.
  6. Продление разрешения на определенный объем загрязняющих веществ.

Исследование промышленных выбросов в атмосферу проводится с учетом согласованного графика.


Нормативные документы

Процесс выполнения замеров и анализов регламентируется несколькими документами. Выделим основные:

  • ФЗ №96 — регулирует вопросы охраны атмосферного воздуха;
  • ФЗ №52 — учитывает особенности санитарного и эпидемиологического благополучия людей;
  • ФЗ №7 — базовый закон об охране окружающей среды;
  • ГОСТ-12.1.007-76: классификация и требования безопасности касательно вредных веществ.
  • РД-52.04.186-89 — руководство с указанием особенностей контроля загрязнения.

Замеры выбросов загрязняющих веществ в атмосферу проводятся и с учетом локальных документов, к примеру, инструкций по проверке.


Методы исследования

Для проведения замеров на источниках применяется четыре основных метода:

  1. Инструментальный. Построен на применении автоматических анализаторов газа. Чаще всего применяется для контроля загрязняющих элементов.
  2. Индикаторный. Подразумевает применение селективных индикаторов. Последние меняют оттенок при реакции на примеси. Метод используется, когда необходимо провести замеры в сжатые сроки, а после выполнить расчет выбросов от источников загрязнения.
  3. Инструментально-лабораторный. Проведение замеров ВЗВ построено на базе отборов примесей от источников загрязнений с последующим анализом в лаборатории. Периодичность проверок на предприятии соответствует установленному плану и проводится в рассмотренных выше случаях. Этот метод дает большую точность, чем проведение инструментальных замеров.
  4. Расчетный. Здесь замеры промышленных выборов не осуществляются, ведь методика построена на математических вычислениях. Специалисты проводят расчет выбросов от определенного числа, учитывают состав топлива и сырья, степень очистки и другие параметры. Способ используется для предварительной оценки экологичности, а также в ситуации, когда нет возможности сделать прямые измерения.

Для организованных источников, как правило, применяется лабораторный анализ и один из первых трех методов, а для неорганизованных — только расчетный.


Результаты проведения

Проведение замеров выбросов — только первый этап. После этого лаборатория проводит проверку одним из рассмотренных выше методов и выдает результаты по поводу вредных веществ, попадающих в атмосферный воздух. После завершения работы формируются следующие документы:

  1. Протоколы с указанием объема ВЗВ. В них указываются, какие проведены анализы, химический анализ промышленных выбросов и другие данные.
  2. Акты, подтверждающие факт отбора проб.
  3. Аттестат аккредитации лаборатории, проводившей анализ ВЗВ на источниках (копия).

На основании этих бумаг можно делать выводы по объему ВЗВ в атмосферный воздух и наказанию виновных.


Ответственность и штрафы

Нарушители должны понимать ответственность и неизбежность наказания, если проведение замеров на объекте показали ухудшение качества ниже нормы. Здесь в силу вступают следующие правила:

  1. Ст. 8.5 КоАП РФ. За сокрытие / не предоставление правдивой информации в отношении состояния природных ресурсов или окружающей среды взимается штраф 500-1000 р с граждан, 3000-6000 р с ли при должности и 20000-80000 р с юрлиц.
  2. Ст. 8.21 КоАП РФ. В случае нарушения правил охраны окружающего воздуха и превышения выбросов на источниках в атмосферный воздух выше нормы взимается штраф 2000-5000 р, 40000-50000 р, 180 000-200 000 р с граждан, должностных и юридических лиц соответственно. Здесь же прописана ответственность за нарушение специальных разрушений и отклонение от правил эксплуатации аппаратуры по очистке газов или контроля вредных веществ.

Инструментальные замеры выбросов в атмосферу и применение иных методов контроля — возможность вовремя предотвратить попадание опасных веществ в атмосферный воздух и тем самым защитить окружающую среду от загрязнения.


Благодарственные письма
Среди наших клиентов