Неразрушающий контроль рельсов
Проведение неразрушающего контроля регламентируется ГОСТ 34524-2019. Он устанавливает общие требования. Этот ГОСТ действует в отношении рельсов типа Р50, Р65 и Р75, но не применяется к сварным стыкам рельсов, а также рельсам, которые были отремонтированы наплавкой.
Рельсы, которые находятся в эксплуатации, проверяют по всей длине (так называемый сплошной НК), чтобы вовремя выявить дефекты, указанные в техдокументации. Периодичность контроля определяют с учетом пожеланий собственника инфраструктуры. Если необходимо уточнить результаты сплошного НК, то проверяют отдельные сечения рельсов (это вторичный НК).
Методы неразрушающего контроля
Чтобы выявить внутренние и поверхностные дефекты, используют акустический вид НК. Стандарт рекомендует эхометод по ГОСТ 23829. Дополнительно (если этого требует владелец инфраструктуры) можно прибегнуть к зеркально-теневому методу.
Дефекты, которые выходят на поверхность катания головки рельсов, выявляют с помощью магнитного контроля. Применяется его индукционный метод в соответствии с ГОСТ Р 55612-2013.
Дополнительно могут применять оптический и/либо вихретоковый контроль. Они позволяют обнаружить дефекты, которые выходят на поверхность рельсов.
Разрешается использовать и другие виды и методы НК, которые ГОСТ 34524 не регламентирует, если их методики верифицировали по ГОСТ 33514 и согласовали с собственником инфраструктуры ж/д транспорта.
Какие параметры подлежат регистрации при проведении неразрушающего контроля рельсов пути
Какая часть рельса проверяется и какие именно параметры при этом регистрируются, зависит от метода контроля, а также от того, какой это контроль: сплошной или вторичный.
В целом зонами контроля в рельсах являются:
- шейка рельса и ее проекция в головку и подошву;
- средняя часть головки;
- боковые грани головки (контактирующая и не контактирующая с гребнем колеса).
Регистрируются продольные (l) и поперечные волны (t).
Параметры НК при этом такие:
- частота ультразвука (f) (МГц);
- мертвая зона (M) (мм);
- условная и эквивалентная чувствительность (Kу/Кэ) (дБ);
- угол ввода ();
- угол, на который пьезопреобразователь поворачивают относительно продольной оси рельса ( ).
Остались вопросы? Мы с радостью на них ответим!
Смотрите также: