Приказ о проведении СОУТ – спецоценки условий труда
В обязанности работодателя входит создание безопасной и комфортной рабочей среды, исключающей негативные для здоровья факторы и способствующей качественному исполнению должностных обязанностей. Для проверки условий труда, выявления негативных факторов, которые воздействуют на сотрудников на их рабочих местах, разработана процедура спецоценки условий труда, или СОУТ.
Необходимость проведения такой оценки распространяется на все организации, имеющие трудовые отношения с работниками. Процедура регламентирована Законом № 426-ФЗ от 28.12.2013 г.
Документальное оформление СОУТ
Основными документами, которые необходимо оформить работодателю для начала проведения СОУТ, являются:
- приказ о её проведении;
- график с указанием сроков осуществления каждой из запланированных процедур;
- перечень рабочих мест на которых планируется проведение СОУТ;
Отметим, что если СОУТ на рабочем месте уже проводилась, повторное ее проведение должно быть запланировано в срок, не превышающей пяти лет. Дата предыдущей СОУТ и дата начала новой должны быть календарно согласованы. К примеру, если срок предыдущей спецоценки истекает 31 октября 2023, повторную оценку необходимо провести не позднее указанного срока. Этот порядок не распространяется на случаи досрочного проведения спецоценки.
Образец приказа о проведении СОУТ
Начальной стадией является издание приказа о проведении спецоценки. Этот документ подлежит хранению в течение всего времени существования организации.
Единой, законодательно утвержденной формы приказа не существует. Многие организации оформляют приказ, включающий в себя две части:
- решение о проведении спецоценки с графиком выполнения работ;
- распоряжение о создании комиссии.
Возможно оформление двух приказов. В первом излагается решение о предстоящей оценке с указанием сроков её проведения. Во втором утверждается состав комиссии.
В любом варианте в приказе указываются фамилии, должности председателя и членов комиссии. В её состав могут входить:
- специалист по ОТ;
- члены профсоюза (если таковой есть);
- руководители отделов;
- кадровик, медработник, иные специалисты.
Возглавляет комиссию по проведению СОУТ наниматель либо его доверенный представитель.Наряду с обозначением сроков проведения мероприятия, в приказе должны быть указаны сотрудники, осуществляющие контроль за исполнением приказа и ответственные за хранение документов по СОУТ.
Документ должен иметь обязательные реквизиты и быть заверен личной подписью руководителя компании и печатью организации.
Анализ результатов СОУТ
На основании выявленных на рабочем месте негативных производственных факторов этому рабочему месту присваивается класс (подкласс) условий труда. Для этого фактические значения факторов, воздействующих на работника, сравнивают с нормативными значениями.
Результирующим документом, который составляет организация-исполнитель, является отчет по СОУТ. В него входят документы и сведения, указанные в п. 1 ст. 15 ФЗ № 426. Работодатель под подпись ознакамливает сотрудников с результатами СОУТ на их рабочих местах и публикует их на сайте организации.
Результаты СОУТ – основание для принятия корректирующих мер, нацеленных на создание надлежащих условий труда. Как их использовать, указывает ст. 7 ФЗ 426.
В частности, это:
- гарантии и компенсации работникам вредных и/или опасных производств;
- информирование работников о рисках (при наличии таковых);
- обеспечение работников эффективными средствами индивидуальной и коллективной защиты (при необходимости);
- мониторинг критичных параметров и условий работы на местах;
- разработка и принятие мер по улучшению условий труда.
Если по результатам СОУТ условия труда квалифицируются как оптимальные или допустимые, эти рабочие места вносятся в декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. СОУТ на них можно больше не проводить до тех пор, пока условия труда будут оставаться неизменными.
В силу специфики, спецоценка выявляет не все риски. На то есть, как минимум, две причины.
- При СОУТ не оценивается травмоопасность и не учитывается история нештатных и аварийных инцидентов.
- Стремясь сократить количество исследуемых рабочих мест, отдельные наниматели “объединяют” рабочие места, что негативно влияет на объективность проведенной оценки.
В этой связи еще одной значимой процедурой системы управления охраной труда является оценка профессиональных рисков. Единовременное проведение комплекса из двух процедур позволит работодателю обеспечить результативную работу системы, сократив издержки.
Получить консультацию можно у нашего специалиста.
Остались вопросы? Мы с радостью на них ответим!
Смотрите также: