Таким образом, антимонопольные органы, которые осуществляют надзор в сфере рекламы, теперь устанавливают факт нарушения требований законодательства по наличию одного из указанных обстоятельств: у рекламодателя отсутствует аккредитация или он не указал наименование своего юридического лица (ФИО для индивидуального предпринимателя) и номер в реестре.
ФАС противодействует распространению недобросовестной рекламы в сфере подтверждения соответствия
24 января Россакредитация опубликовала информацию о деятельности федеральной антимонопольной службы (далее ー ФАС) в области борьбы с недобросовестной рекламой услуг по подтверждению соответствия. 10 сентября и 10 декабря прошлого года Комиссия ФАС рассматривала дела о нарушении пункта 6 статьи 7 Закона «О рекламе». В обоих случаях речь шла о размещении контекстной рекламы. Это было расценено как нарушение требований данного закона, поскольку у рекламодателей не было аккредитации и данные о них отсутствовали в реестре аккредитованных лиц (далее ー реестр). По материалам рассмотренных дел будут возбуждены дела об административных правонарушениях.
Поскольку, как заявляют в Росаккредитации, в настоящее время ФАС изучает еще ряд подобных дел, считаем необходимым прокомментировать эту информацию с точки зрения действующего законодательства.
Статьи законов, которыми руководствуется ФАС
В июле 2018 года вступил в силу Федеральный закон № 262-ФЗ, который внес поправки в Федеральный закон № 412-ФЗ от 28 декабря 2013 года о правилах аккредитации в национальной системе аккредитации (далее - в национальной системе) и в некоторые другие законодательные акты. Данные поправки были направлены на совершенствование процедуры аккредитации.
Одним из законодательных актов, куда были внесены поправки, стал Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе» от 13 марта 2006 года. В нем в статье 7 перечислены товары, реклама которых не допускается. Пункт 6 этой статьи уже запрещал рекламу товаров, которые подлежат подтверждению соответствия, но не прошли его.
С июля 2018 содержание данного пункта было существенно дополнено. Была запрещена реклама услуг или работ, связанных с оценкой соответствия, если их предлагают следующие категории лиц:
- которые не были аккредитованы в национальной системе при условии, что такая аккредитация предусмотрена действующим законодательством
- которые получили аккредитацию, но не указывают наименование своего юридического лица или ФИО в случае, если являются индивидуальными предпринимателями, и не приводят уникальный номер, полученный при регистрации в реестре. Данный реестр размещен на сайте Росаккредитации
Согласно статье 4 Федерального закона № 262-ФЗ от 29 июля 2018 года, аккредитация является подтверждением компетентности заявленного лица вести деятельность в определенной области. Аккредитованным лицом может являться юридическое лицо любой организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, которые получили аккредитацию в порядке, установленном данным законом.
Полномочия антимонопольных органов перечислены в статье 33 Федерального закон № 38-ФЗ «О рекламе». В частности, данные органы:
- организуют проверки с целью установить факты несоблюдения законодательства о рекламе (далее законодательство)
- выявляют и пресекают нарушения законодательства
- возбуждают и рассматривают дела по установленным признакам нарушения законодательства
- выдают производителям и распространителям рекламы предписания, согласно которым те обязаны прекратить нарушать законодательство
- применяют меры ответственности, предусмотренные КоАП РФ
В ходе проведения проверок представители антимонопольных органов имеют право беспрепятственно посещать помещения, которые используют юридические лица и индивидуальные предприниматели, чтобы получить необходимые им документы и информацию. Для этого им достаточно предъявить служебное удостоверение и копию приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки.
Меры ответственности за нарушение законодательства о рекламе предусмотрены статьей 14.3 КоАП РФ. В частности, для юридических лиц установлен штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей.
Указанные поправки в законодательство направлены на усиление контроля за рынком услуг, связанных с подтверждением соответствия. Они позволяют удалить с него недобросовестных участников, которые выдают документы без соблюдения предписанных процедур. Это снижает рыночную стоимость данных услуг и обесценивает важность проведения работ в соответствии с установленными требованиями.
Деятельность ФАС в области борьбы с ненадлежащей рекламой напрямую касается компаний-посредников, которые таким образом продвигают себя на рынке. Однако косвенно она затрагивает и тех лиц, которые являются клиентами этих компаний. Если будет признано, что документы, подтверждающие соответствие, были выданы без соблюдения предписанных процедур, то их действие будет остановлено. Это нанесет удар по репутации компаний, которые являются держателями данных документов. Кроме этого, они временно лишатся возможности поставлять, производить и реализовывать свою продукцию на законных основаниях, что неизбежно приведет и к финансовым потерям.
Сейчас стоит задача повысить доверие потребителей и государственных органов к выдаваемым сертификатам. Федеральный закон № 262-ФЗ стал шагом к созданию системы аккредитации, которая отвечала бы международным стандартам. Предполагается, что она должна представлять собой инфраструктуру доверия, субъектами которой являются государство, бизнес и общество, а целью ー качество жизни граждан.
В любом случае лицам, которым требуются услуги в области подтверждения соответствия, мы рекомендуем внимательно отнестись к выбору исполнителя, чтобы избежать неприятных ситуаций.