Организация охраны труда на предприятии: этапы, оценка профессиональных рисков
В организации численность, которой превышает 50 сотрудников, работодатель обязан учредить службу по охране труда, либо назначить ответственное лицо за данный процесс. На предприятиях, на которых ранее не существовало подобной службы, руководителю предстоит столкнуться с рядом трудностей. В первую очередь речь идет о найме ответственного и квалифицированного специалиста в данной сфере, другим недостатком является достаточно длительный период, требующийся на учреждение службы по охране труда.
Организация охраны труда на предприятии
Специалист, попавший на новое предприятие оказывается в затруднительном положение, на него возлагается задача по созданию структурного подразделения в рамках учреждения, направленного на обеспечение безопасных условий труда сотрудникам, а также защиты предприятия от несчастных случаев. В процессе создания службы по охране труда необходимо пройти 5 основных этапов.
Шаг 1
На первом этапе необходимо ознакомиться с составом предприятия и составить полную карту сотрудников учреждения. Следом необходимо определить руководящие должности, которые впоследствии будут отвечать за проведение мероприятий по охране труда. Когда этап знакомства пройден, следует подготовить приказ о направлении данных лиц в центр подготовки.
По окончанию периода обучения, на официальном уровне необходимо назначить данных сотрудников ответственными за определенные мероприятия в рамках своей специализации или структурного подразделения. Штатные работники также должны проходить обучение, направленное на повышение безопасности в учреждении, специально для них необходимо проводить внутреннюю подготовку. Специалист, ответственный за работу службы по охране труда также на регулярной основе должен проходить курсы по повышению квалификации.
Шаг 2
На следующем этапе необходимо произвести разработку документации. В первую очередь следует уделить внимание подготовке положения о системе управления охраной труда, данная документация должна быть основана на утвержденном Минтрудом стандарте. Для более эффективной работы стандарта в рамках определенной организации, необходимо уделить внимание детальной проработке сформулированных в документе положений. Они должны иметь четкую направленность и соответствовать целям и выполняемой деятельности предприятия.
Заключительной стадией данного этапа становится разработка локальной документации. После теоретической части руководитель отдела по охране труда должен перейти к практическому применению разработанных стандартов. Также необходимо отметить важный момент, при заполнении документации не стоит составлять ее постфактум, грамотный специалист будет нести ответственность только за события, произошедшие с момента его официального назначения.
Шаг 3
Данный этап следует начать с проведения специальной оценки условий труда. Она может быть проведена внешними компаниями на основе заключенного договора, а также внутренними подразделениями, которые назначаются руководителем предприятия. По результатам отчета, в случае неудовлетворительных показателей необходимо принять решение об изменении условий труда.
На предприятии огромное значение должно уделяться здоровью сотрудников, особенно если деятельность связана с опасными или вредными факторами. Для этого необходимо проводить на регулярной основе медицинские осмотры, а также обеспечивать сотрудников СИЗ.
Шаг 4
Следующим этапом выступает процесс оценки рисков на предприятии. Данное мероприятие происходить при помощи специальной группы сотрудников, но также в ней должны принимать участие и штатные сотрудники.
Правильно проведенная процедура оценки профессиональных и трудовых рисков, в том числе корректировка недочетов на начальной стадии позволит значительно снизить ущерб в будущем.
Шаг 5
Последним этапом организации системы по охране труда выступает процесс проверок. На мероприятии они могут проводиться на 2 уровнях:
- внешний, регулярный контроль со стороны специальных органов. Обычно о дате проверки извещают не менее чем за сутки, однако, бывают исключения, например, проверка на основе жалобы сотрудника;
- внутренний, направлен на контроль за соблюдением норм и правил, работниками предприятия. Данная процедура проводится специалистом по охране труда и иными руководящими сотрудниками.
Остались вопросы? Мы с радостью на них ответим!
Смотрите также: