Стандарты серии ISO 9000: описание, применение и характеристики

ISO 9000 – это серия (как ее еще называют – “семейство”) стандартов для в которой излагаются требования к компаниям к системе менеджмента компании применительно к качеству. Впервые стандарты ISO серии 9000 были опубликованы в 1987 году Международной организацией по стандартизации и несколько раз пересматривались. Последняя версия – ISO 9001/2015.
Стандарты универсальны, вид компании не имеет значения: начиная от масштабности и заканчивая сферой деятельности.
Сферы применения
Стандарт ISO 9000 является введением в СМК, в нем представлены термины и определения.
ISO 9001 является наиболее известным стандартом серии и устанавливает требования к СМК. Определяет модель СМК, основанную на процессах.
ISO/TS 9002 содержит Руководящие указания по применению ISO 9001.
ISO 9004 – это стандарт, который содержит рекомендации по повышению эффективности СМК и достижению устойчивого развития. При помощи этого стандарта компания проводит самооценку достигнутых целей и усвоенных концепций.
ISO 19011 – это стандарт, содержащий рекомендации по аудиту систем менеджмента качества. Также с помощью него можно оценить, насколько профессионально действуют задействованные компетентные лица.
Применение стандартов серии
С годами использование стандарта ISO 9000 становится все более популярным, и сейчас более миллиона организаций сертифицированы в соответствие с требованиями ISO 9001.
Причин такой популярности много, но наиболее важной является то, что ISO 9001 предоставляет организациям основу для улучшения своей деятельности и повышения удовлетворенности клиентов.
Внедряя стандарт ISO 9001, организации могут выявлять и устранять слабые места в своих процессах, что приводит к повышению производительности, снижению количества ошибок в работе системы, и, следовательно, улучшению качества продукции и услуг.
Сертификация по стандарту ISO 9001
Сертификация по стандарту ISO 9000:2015 предполагает независимую оценку СМК организации сторонним органом по сертификации. Процесс сертификации обычно включает первоначальную оценку для определения готовности организации к сертификации, за которой следует серия аудитов для обеспечения постоянного соответствия стандарту.
Сертификация по стандарту ИСО 9000 2015 не является обязательной, но многие организации предпочитают проводить сертификацию как способ продемонстрировать свою приверженность качеству и повысить свои конкурентные позиции на рынке. Но сертификация может очень пригодиться, если компания ведет бизнес с определенными клиентами или в определенных отраслях.
Развитие и перспективы стандартов серии ISO 9000
Первая версия стандартов ISO 9000:87 была опубликована в 1987 году. Тогда в стандартах были изложены требования к управлению качеством продукции, в то время как нынешние стандарты рассматривают процессы создания продукции.
Стандарты развивался на протяжении многих лет, отражая меняющиеся потребности бизнеса, с акцентом на постоянное совершенствование и удовлетворенность клиентов.
Серия ISO 9000 стала важным инструментом для организаций, стремящихся улучшить свою деятельность. Сертификация по стандартам ISO 9000 может обеспечить организациям значительные преимущества, включая повышение эффективности, снижение затрат и укрепление репутации.
Смотрите также: